Экономика

 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРТО-НАХАРИНСКИЙ НАСЛЕГ» ЛЕНСКОГО РАЙОНА

НА 2012-2016 ГОДЫ»

 

с. Орто-Нахара

 2012 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Общая характеристика                                                

1.1.Основные проблемы и направления развития МО «Орто-Нахаринский наслег»

1.2. Индикаторы показателей СЭР МО «Орто-Нахаринский наслег» на 2012-2016 г.г

1.3. Анализ социально-экономического положения   

РАЗДЕЛ 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА МО «ОРТО-НАХАРИНСКИЙ НАСЛЕГ» НА 2012-2016 ГГ

2.1. Агропромышленный комплекс

2.3. Капитальное строительство и инвестиции

2.4.  Земельные и имущественные отношения

2.5. Транспорт, связь и электричество

2.6. Малое предпринимательство и туризм 

2.7. Потребительский рынок

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МО «ОРТО-НАХАРИНСКИЙ НАСЛЕГ» НА 2012-2016 ГГ

3.1. Демографическое положение и социальная защита

3.2. Социально-культурная сфера

3.3. Жилищно-коммунальное хозяйство и газификация

3.4. Рынок труда и занятость населения

3.5. Развитие финансовой основы 

РАЗДЕЛ 4.Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности

РАЗДЕЛ 5.БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

5.1. Основные приоритеты бюджетных расходов

5.2. Правовое и информационное обеспечение

РАЗДЕЛ 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1. Ресурсное обеспечение Программы

6.2 Организация управления реализацией Программы

6.3 Механизм реализации Программы

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы

Программа социально-экономического развития муници-

пального образования «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района РС (Я) на 2012-2016г

 

 

 

 

Основание для разработки

программы

 

* Постановление главы МО «Ленский район» от 23.11.2011 года № 12-03-001446/11- «Об итогах социально-экономического развития МО «Ленский район» за январь-сентябрь 2011 года и основных задачах до конца года».

* Постановление главы МО «Орто-Нахаринский наслег» от 12 декабря 2011 года № 10

 «О согласовании и принятии программы социально-экономического развития МО «Орто-Нахаринский наслег» Ленского р. на 2012-2016 г.г.»

 

 

Основной разработчик программы

Администрация муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района Республики Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

Цель Программы

 

Повышения качества жизни  и благосостояния населения МО создание условий для финансовой,  инфраструктурной и социальной обеспеченности наслега, стимулирование приоритетных направлений социально-экономического развития.

Обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики муниципального образования на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала

 

Задачи Программы

 Расширение деятельности сельскохозяйственных предприятий, охотпромысла, туризма.

Создание благоприятных условий жизнедеятельности для населения, постоянно проживающих на территории муниципального образования.

 Повышение реальных доходов населения от активной трудовой деятельности  за счет увеличения заработной платы, повышения уровня адресных социальных выплат.

Создание условий для развития малого бизнеса, как источника дополнительных налоговых поступлений и источника формирования новых рабочих мест

 

Сроки и этапы реализации

Программы

2012 - 2016 годы.

 

Мероприятия

  • Строительство школы на 120 учащихся;
  • Строительство здания почты в с.Чамча;
  • Строительство четырехквартирного благоустроенного дома для молодых специалистов в с.Орто-Нахара;
  • Строительство дома народного творчества мастера Захарова Александра Иннокентьевича в с.Чамча;
  • Ремонт грунтовой дороги Чамча – Орто-Нахара;
  • Капитальный ремонт спортивного зала школы с.Чамча;
  • Капитальный ремонт системы отопления СДК «Эрэл» с.Орто-Нахара;
  • Капитальный и текущий ремонт здания филиала администрации наслега в с.Чамча;
  • Установка энергосберегающих ламп для уличного освещения;
  • Строительство площадок для утилизации бытовых отходов.
  • Отсыпка и ремонт уличных дорог в с.Чамча, Орто-Нахара;
  • Проведение высоковольтной линии электропередач Северная Нюя-Чамча- Орто-Нахара;
  • Установка очистительных сооружений для питьевой воды по программе «Чистая вода»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные ключевые показатели Программы

 

 

*   Увеличение численности населения до 720 человек

* Развитие  деятельности сельскохозяйственных предприятий:

- увеличение валовой продукции сельского хозяйства;

- увеличение поголовья крс;

- увеличение поголовья лошадей;

- увеличение валового сбора картофеля, овощей;

* Повышение реальных доходов населения от активной трудовой деятельности за счет увеличения заработной платы, повышения уровня адресных социальных выплат, развития личного подсобного хозяйства 

* Стимулирование развития малого бизнеса, как источника дополнительных налоговых поступлений и источника формирования новых рабочих мест

*  Участие недрапользователей ОАО «Газпром», ООО «Востокнефтепровод», ОАО «Сургутнефтегаз» в реализации социально-экономической программы муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» на территории которой ведется разработка месторождений.   

 

 

Источники и объемы финансирования Программы

 

 

Механизм управления реализацией программы

  Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет администрация муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» Ленского р.РС(Я)

Основные исполнители Программы по итогам квартала не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом представляют отчет о ходе исполнения Программы в администрацию муниципального образования «Орто – нахаринский наслег».

Ежегодно, не позднее  01 марта, администрация муниципального образования «Орто – Нахаринский наслег»  представляет муниципальному образованию «Ленский район» доклад о ходе исполнения Программы.

 

  

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

            Опыт развития местного самоуправления во всем мире показывает, что одним из самых эффективных методов управления развитием регионов и территориальных образований в настоящее время является программно-целевой метод управления. Программно-целевой метод предусматривает, что оценка, выбор и реализация программ развития производятся на основе выбранных приоритетов по конкретным критериям.

            Перспективы муниципального образования зависят от того, насколько жителям, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, осуществляющих свою деятельность на данной территории, удастся скоординировать свои усилия для достижения общих целей по развитию экономики территории, повышению устойчивости его экономической базы, стабилизации уровня занятости населения, решению социальных вопросов. Решение вопросов местного значения, закрепленное законом за органами местного самоуправления, может быть эффективным, если станет результатом согласованных действий по реализации общей политики социально-экономического развития.

            Программа основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег». Рациональное использование ресурсов позволит придать дополнительный импульс развитию.

            Программа нацелена на создание в муниципальном образовании «Орто-Нахаринский наслег» благоприятных условий для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь населению, включая социально незащищенные слои.

            Муниципальное образование «Орто-Нахаринский наслег» разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом  пространстве  нашей  страны, в соответствии с законодательными полномочиями и Уставом муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег».

            Данный документ разработан в соответствии с  «Прогнозом социально-экономического развития муниципального образования «Ленский район» до 2016 года.

            Цели и приоритеты Программы сформулированы также с учетом положений «Прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Ленский район» до 2016 года»  приоритетных национальных проектов развития АПК, образования, здравоохранения, строительства и  доступного жилья.

 

 

РАЗДЕЛ 1.

1.1. Общая характеристика МО Орто-Нахаринский наслег» Ленского района.

 

     МО «Орто-Нахаринский наслег» расположен на северо-западе Ленского района Республики Саха (Якутия). Общая площадь земель – 10495 кв.км., в т.ч. земель сельскохозяйственного назначения – 2,1 тыс.га., лесного фонда – 1028,51тыс.га.Численность постоянного населения МО «Орто-Нахаринский наслег» на 1 января 2011т года – 687 человек. Расстояние до центра района – 65 км, до столицы республики наземным путем – 1066 км.

     Рельеф района в основном равнинная местность с хвойной и лиственной древесиной. Климат резко континентальный, с холодной продолжительной зимой и коротким жарким летом. Переходные сезоны короткие, с резкими колебаниями температуры. Весна и лето засушливые. Суммарная солнечная радиация составляет 95 ккал/см.

     Центр муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» с. Орто-Нахара расположено на левом берегу реки Нюя северо-западнее г. Ленска. Второй населенный пункт МО с. Чамча расположено также на левом берегу р. Нюя в 30 км от с.Орто-Нахара.

     МО «Орто-Нахаринский наслег» является сельскохозяйственным, основным занятием населения является животноводство, земледелие и охотничий промысел, лесозаготовка. Сельское население МО по сравнению с населением Ленского улуса в целом имеет более острые проблемы занятости и увеличения своих доходов (сельское население дополнительно несет расходы по содержанию и эксплуатации систем тепло-водоснабжения собственных домов).

     Спецификой местной рекреации является любительский промысел с четкой корреляцией отпусков с открытием охотничьего сезона и рыбной ловлей.

 

1.2. Основные проблемы и направления развития МО «Орто-Нахаринский наслег»

      МО «Орто-Нахаринский наслег» является полностью сельскохозяйственным, основным занятием населения является сельскохозяйственное производство и охотничий промысел, которые являются дотационными. Основные проблемы сельскохозяйственной отрасли имеют объективный характер и связаны с природно-климатическими условиями, низкой транспортной доступностью от рынков сбыта, во многом предопределяющими высокую дотационность. Необходимо отметить, что существующая система дотаций далеко недостаточна и не соответствует потребностям развития материально-технической базы, что не оказывает стимулирующего воздействия на развитие сельскохозяйственного производства.

      К основным проблемам наслега относятся:

 * недостатки в организации системы закупок и материально-технического                снабжения.                                           

 * субсидирование населения, занимающегося производством сельскохозяйственной продукции, формально равно нулю, что снижает поголовье крупнорогатого скота по всему наслегу. 

 * сокращение кормовой базы животноводства, снижение поголовья скота и птицы, вызванное комплексом социально-экономических факторов.

 * низкий уровень жизни населения, нарушение традиционного уклада жизни сельского населения, способствующего его миграции в города и    поселки, оттоку квалифицированных кадров и молодежи.

    Энергообеспечение обоих поселений до сих пор производится на дизельных электростанциях. К основным проблемам относятся износ, старение линий электропередач и дизельных станций. В связи с этим в Программу развития должно войти строительство высоковольтной линии электропередачи  Вюлюйской ГЭС Северная Нюя – Чамча - Орто-Нахара на 2012-2014 годы.

      Одной из основных проблем МО «Орто-Нахаринский наслег» является отсутствие газификации населенных пунктов, что в свою очередь обуславливает проблемы в социально-культурной сфере,  а также общий низкий уровень жизни населения. В связи с этим газификация с.Орто-Нахара и с. Чамча должен являться первоочередной задачей Программы социально-экономического развития до 2020 года.

      Для муниципального образования острой является проблема обеспечения населения качественной питьевой водой, которую можно решить путем приобретения и монтажа оборудования по очистке воды в населенных пунктах. Программа «Чистая вода» по Ленскому району обязательно должна финансироваться.

      Хотя МО «Орто-Нахаринский наслег» является одним из крупных лесных территорий Якутии, его лесные ресурсы используются далеко не в полной мере, что связано со  сложной транспортной схемой, сезонностью лесозаготовительного производства, низким техническим уровнем техники и оборудования лесозаготовителей, которыми являются индивидуальные предприниматели.   Привлечение внешних инвестиций в лесозаготовительное производство и переход на более высокий технический и организационный уровень являются объективной необходимостью. Создание лесозаготовительной отрасли и лесозаготовительных предприятий на уровне района или даже Республики, на территории наслега  способствовало бы созданию новых относительно высокооплачиваемых рабочих мест.

      В социально-культурной сфере характерно, что общеобразовательные школы, дошкольные детские учреждения, лечебно-профилактические учреждения и учреждения культуры расположены в зданиях, которые нуждаются либо в ремонте, либо находятся в аварийном состоянии, либо расположены в приспособленных помещениях. Детсад «Кэнчээри» 1983г. постройки, здание деревянное, стены перекошены, фундамент практически сгнил после наводнения 1998 года, степень износа 65%, из-за этого  в зимний период температурный режим не соблюдается.  Орто-Нахаринская школа 1961 г. постройки, здание деревянное, стены перекошены, во многих местах подперты балками, в классах полы гнилые, покрыты грибковыми наростами, здание школы в настоящее время в аварийном состоянии. Сельский Дом культуры Орто-Нахара находится в старом здании магазина 1952 г. постройки, не отвечающий требованиям пожарной безопасности. В настоящее время степень износа основных фондов в системе образования превышает 60%. Неудовлетворительны материально-технические состояния практически всех учреждений социально-культурной сферы.

       

1.3. Индикаторы показателей социально-экономического развития МО «Орто-Нахаринский наслег» на 2012-2016гг

Сельское хозяйство                                   

Таблица №1         

 

Показатели

 

Ед.изм.

 

2011 г.

 

2012 г.

2012г.

 

2013г.

 

2014г.

 

2015г.

 

2016г.

Молоко

тонн

168

170

171

173

174

175

Мясо скота  в живом весе

 

тонн

 

19.4

 

20

 

22

 

24

 

27

 

30

Яйца

штук

12400

12900

13500

14000

14800

16000

Хлеб

тонн

19

19,5

19.5

19.5

20

20

Картофель

тонн

136

138

139

140

142

145

Овощи открытого и закрытого грунта грунта

тонн

23

23

23.1

23.2

23.4

23.5

Крупный рогатый скот

Гол.

267

270

275

280

290

300

Лошади

Гол.

314

320

325

330

340

350

Свиньи

Гол.

30

33

35

37

40

42

Птицы

Гол.

46

48

50

52

55

60

Грубые корма

тонн

1065

1068

1070

1080

1090

1100

 

 

Население

Таблица №2

Показатели

Ед.изм.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Численность постоянного населения (на конец года)

Чел.

687

690

695

700

710

720

В том числе в трудоспособном возрасте

Чел.

277

280

280

283

285

286

 

Количество занятых в сфере малого предпринимательства

 

 

Чел.

10

12

13

15

16

18

Официально признаны безработными

Чел.

5

5

5

5

4

4

Среднемесячная заработная плата одного работника

Руб.

10500

11500

12000

13000

14000

15000

Численность учащихся  общеобразовательных школ

Чел

90

95

100

105

107

110

Количество детей, посещающих детских дошкольных учреждений

Ед.

30

32

34

35

37

40

 

            1.4. Анализ социально-экономического положения муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег и результат диагностики его состояния.

            Анализ уровня жизни населения, демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения Орто-Нахаринского наслега.

Демография 

Таблица №3

п\п

Показатели

Един.

измерения

2009

2010

2011

1

население

Чел.

708

690

687

2

Число родившихся

Чел.

4

9

 

13

 

3

Число умерших

Чел.

4

6

7

4

Естественный прирост

Чел.

0

 

3

 

6

 

5

Прибыло

Чел.

17

 

0

12

 

6

Убыло

Чел.

8

 

12

 

24

 

7

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте

Чел.

312

 

286

 

277

 

8

Численность занятых в народном хозяйстве

Чел.

287

 

268

 

300

 

9

Численность работников предприятий и организаций

Чел.

140

 

141

 

137

 

10

Общая численность безработных

Чел.

29

 

15

 

5

 

             

 

В 2006 году Орто-Нахаринский наслег стал опорным пунктом здорового образа жизни. Идет целенаправленная работа по улучшению жизни населения, проводятся спортивные мероприятия, активно работают общественные формирования по профилактике правонарушений, пьянства, на укрепление семьи, снижение числа разводов, улучшается качество медицинской помощи, идет пропаганда здорового образа жизни.

Численность постоянного населения в последние три года пошла на убыль по причине того, что население приобретает в городах благоустроенные дома, устраиваются на работу в городах, молодёжь после окончания учебных заведений устраивается на работу вне наслега.  Для того чтобы удержать молодых специалистов в сельских населенных пунктах нужно строить благоустроенные общежития для молодых специалистов.

 

Занятость населения

                  Таблица №4

п\п

 

2009

2010

2011

1

Занятые на предприятиях и организациях

155

 

134

 

137

 

2

Занятые в крестьянских хозяйствах

 

 

42

 

3

Занятые индивидуальной трудовой деятельностью

19

 

14

 

10

 

4

Занятые в личных подсобных хозяйствах

97

 

111

 

111

 

            Занятость населения по разным видам деятельности до 2016 года в основном возрастет за счет развития индивидуальной деятельности по сельскому хозяйству, работы вахтовым методом в нефтегазовой отрасли  и на предприятиях города. В связи с постройкой моста через р.Большой Мурбай, открылась возможность работать в городе не выезжая из наслега, сбывать  и реализовывать продукцию сельского хозяйства круглогодично, что способствует увеличению числа индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств. Больше половины мужского населения занимается любительской охотой, что позволяет иметь сезонный доход.       

            Цели и приоритеты Программы сформулированы также с учетом положений «Прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Ленский район» до 2016 года»  приоритетных национальных проектов развития АПК, образования, здравоохранения, строительства и  доступного жилья.

 

РАЗДЕЛ 2. Мероприятия по развитию отраслей народного хозяйства МО

«Орто-Нахаринский наслег» на 2012-2016 гг.

2.1. Агропромышленный комплекс

      Основным занятием населения МО «Орто-Нахаринский наслег» является скотоводство, табунное коневодство,  растениеводство,  охотопромысел и лесозаготовка.                                                                                                                         Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения уровня жизни сельского населения, доходности, занятости и улучшения их социальной защищенности на основе реализации экономического, производственного и передовой технологии производства в отраслях аграрного сектора. Поэтому в Программу входят:

 * создание экономических и материально-технических условий для подъема валового производства сельскохозяйственных отраслей МО на рентабельный уровень

* создание и формирование финансово-кредитной системы АПК на селе;

* совершенствование экономического механизма заготовительной, сбытовой деятельности;

* увеличение производительных сил на селе за счет создания дополнительных рабочих мест. 

       Удельный вес посевных площадей составляет по картофелю – 85,5%,

овощам – 14,5%. Анализ структуры посевных площадей сельскохозяйственных

 культур по категориям хозяйств показывает, что наибольший удельный вес посевных площадей приходится на долю крестьянских хозяйств и хозяйства населения. После перестроечных 90-х  годов наблюдалось сокращение посевных площадей, в основном за счет развала общественного сектора экономики.

       

 Численность поголовья сельскохозяйственных животных и птиц

Таблица №5

 

2009

2010 год

2011 год

Крупный рогатый скот

193

189

267

    общественного сектора

 

 

 

    крестьянских хозяйств

 

 

207

    Хозяйств населения

193

189

60

В т. ч. коровы

86

91

125

    Общественного сектора

-

 

 

    Крестьянских хозяйств

 

 

97

    Хозяйств населения

86

 

28

Лошади

219

254

314

    Общественного сектора

-

 

 

    Крестьянских хозяйств

 

 

141

    Хозяйств населения

219

254

173

Свиньи

2

14

38

    Общественного сектора

-

 

 

    Крестьянских хозяйств

-

 

 

    Хозяйств населения

2

14

38

Птицы

9

46

46

    Общественного сектора

-

-

-

    Крестьянских хозяйств

-

 

 

    Хозяйств населения

9

46

46

                                                                 

За 2011 год в структуре поголовья крупного рогатого скота категории хозяйств занимают:

                 Крестьянские хозяйства – 77.5%

                 Личные подсобные хозяйства – 22.5%

По поголовью коров:   

                                        Крестьянские хозяйства – 77.6%

                                        Личные подсобные хозяйства населения – 22.4%.

По поголовью лошадей:

                                        Крестьянские хозяйства – 44.9%

                                          Личные подсобные хозяйства населения – 55.1%.

            Из вышеизложенного видно, что в структуре поголовья скота по категориям хозяйств большую долю занимает крестьянские хозяйства, но по поголовью лошадей наибольший удельный вес занимают личные подсобные хозяйства населения.

                                                                                                                                                                                      

Производство продукции животноводства

Таблица №6

 

с.Орто-Нахара

с.Чамча

Всего по МО

Скота и птицы (в живом весе)

10

9,4

19,4

Молока

60

108

168

Яиц, тыс. шт.

2,16

10,24

12,4

Для развития животноводства на 2012-2016 годы в Программе предусмотрены решения следующих задач:

            - прирост поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий;

     -увеличение объемов продукции и улучшение качественных показателей. Для достижения прогнозных объемов производства необходимо укрепить кормовую базу, развивать материально-техническое снабжение, рационально использовать сенокосные угодья.

         Приоритетными направлениями в наращивании объемов производства будут повышение продуктивности животных и снижение затрат на производство продукции животноводства.

            Для развития агропромышленного комплекса в МО «Орто-Нахаринский наслег» в 2012-2016 гг. целесообразно провести следующие мероприятия:

1.  Проведение работ по коренному улучшению сенокосов и пашен, освоению новых целинных, брошенных земель. Расширение на этой основе площадей сельскохозяйственных земель и увеличение производства картофелеводства, овощеводства, а также увеличение поголовья скота и птицы и производства продукции животноводства в крестьянских и личных подсобных хозяйствах.

2.     Создание универсального приемного пункта сельхозпродукции с морозильными камерами для хранения продукции животноводства, складскими помещениями  в с. Чамча.

3.      Создание кооперативного хозяйства со специализацией на табунномконеводстве, кумысоприготовления, молочном скотоводстве, картофелеводстве и овощеводстве для обеспечения свежей продукцией жителей города, работников нефтегазовых предприятий.

4.      Создание материально-технической базы для вновь создаваемого кооперативного хозяйства и ее укрепления.

5.      Организация сайылычного хозяйства для молодняка КРС и лошадей, для личных хозяйств;

6.      Освоение брошенных участков Чаянда, Олдон,  Намцы, Хотого, Арылах по реке Нюя, создание базы крестьянских хозяйств по повышению продуктивности лошадей и крупного рогатого скота.

 

Освоение заброшенных участков –площадей (га)

Таблица №7

 

 

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Пашни

га

10

10

10

10

10

10

Сенокос

га

20

30

30

30

30

30

Пастбища

га

15

20

20

20

20

20

 

В результате реализации Программы увеличится валовый сбор основных сельскохозяйственных культур, поголовье лошадей и крупного рогатого скота и производство продукции животноводства.

   

Валовой сбор сельскохозяйственных культур МО «Орто-Нахаринский наслег» на 2011-2016гг.

Таблица №8

 

 

2011г.

2012г

2013г

2014г

2015г

2016г

Картофель

тонн

136

138

139

140

142

145

Овощи открытого грунта

тонн

8

8

8,1

8,1

8,1

8,1

Овощи закрытого грунта

тонн

15

15

15

15,2

15,3

15,4

Грубые корма

тонн

1065

1068

1070

1080

1090

1100

 

   Основные параметры развития животноводства МО «Орто-Нахаринский наслег» на 2012-2016 годы.

Таблица № 9

 

2011г

2012г

2013г

2014г

2015г

2016г

Поголовье скота и птицы,

(голов)

 

 

 

 

 

 

 

Крупный рогатый скот

267

270

275

280

290

300

В том числе коровы

125

130

135

140

145

155

Лошади

314

320

325

330

340

350

Свиньи

30

33

35

37

40

42

Птицы

46

48

50

52

55

60

Производство продукции

животноводства

 

 

 

 

 

 

 

Мясо, тонн

19.4

20

22

24

27

30

Молоко, тонн

168

170

171

173

174

175

Производство яиц, тыс.штук

12.4

12.9

13.5

14

14.8

16

 

2.2. Капитальное строительство и инвестиции.

В целях развития капитального строительства в муниципальном образовании, прежде всего, требуется план развития строительства на 3-5 и более лет и он должен исходить из общей программы социально-экономического развития муниципального образования.                             

Жилые дома частного сектора в основном с 1965-1967 годы постройки. После наводнения 1998 года  села  Орто-Нахара в домах частного сектора на 60-70% фундаменты сгнили, нет дополнительных источников инвестиции для строительства новых домов.  

По нынешнему состояниюобъекты социальной сферы  не отвечают потребностям населенных пунктов.  Находятся в аварийном состоянии. Исходя из этого новые объекты строительства предусматриваются согласно Программе во всех отраслях хозяйства: в области образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

                   Предполагаются различные источники финансирования капитального строительства. Помимо бюджетных средств значительным источником инвестиций станут  средства крупных промышленных предприятий как «Сургутнефтегаз», «Транснефтегаз», «Газпром». Предполагаемый значительный рост объема инвестиций связано развитием нефтегазового комплекса на территории муниципального образования. Предприятия нефтегазовой промышленности  в рамках социальной ответственности будут инвестировать строительства объектов социально-культурной сферы муниципального образования.

 

Перечень строек (объектов), предлагаемых к строительству, расширению, реконструкции на 2012-2016 гг. МО «Орто-Нахаринский наслег» на 2012 год:

·        Строительство жилого 4-х квартирного благоустроенного дома для молодых специалистов  с. Орто-Нахара;

·        Приобретение и монтаж установки по очистке питьевой воды, по Программе «Чистая вода»  с. Чамча;

·        Капитальный ремонт грунтовой дороги Чамча-Орто-Нахара;

·        Капитальный ремонт спортивного зала школы с.Чамча;

·        Капитальный ремонт отопления клуба «Эрэл» с.Орто-Нахара;

·        Установка энергосберегающих ламп для уличного освещения  с.Чамча, с.Орто-Нахара;

·        Строительство школы на 120 учащихся  с.Орто-Нахара;

·        Ямочный ремонт улиц поселений;

·        Строительство здания почты в с.Чамча;

 

На 2013 год:

-        Строительство жилого 4-х квартирного благоустроенного дома для молодых специалистов с. Чамча;

-        Строительство музея- мастерской народного мастера Захарова Александра Иннокентьевича  с.Чамча;

-        Строительство площадок для утилизации бытовых отходов в с.Чамча;

-        Строительство высоковольтной линии электропередач от Вилюйской ГЭС в с.Чамча;

-        Ямочный ремонт улиц поселений;

 

На 2014 год:

-        Приобретение и монтаж установки по очистке питьевой воды, по Программе «Чистая вода» в с.Орто-Нахара;

-        Строительство площадок для утилизации бытовых отходов  с. Орто-Нахара;

-        Строительство высоковольтной линии электропередач от Вилюйской ГЭС  с.Орто-Нахара;

-        Ямочный ремонт улиц поселений;

 

На 2015 год:

-        Ямочный ремонт улиц и переулков в с.Чамча;

-        Строительство фельдшеро-акушерского пункта  с.Чамча;

 

На 2016 год:

-        Ямочный ремонт улиц и переулок  с.Орто-Нахара;

-        Берегоукрепительные работы  с.Орто-Нахара;

 Предполагается также развитие и рост темпов жилищно-гражданского строительства. При этом целесообразно задействовать механизмы ипотечного кредитования молодых семей. Для развития жилищного строительства необходимо обеспечение населения типовыми проектами индивидуальных застроек, предусматривающих повышенную степень капитальности конструкций, из теплосберегающих  материалов.

 

 

2.3. Земельные и имущественные отношения.

Администрация муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель, устанавливает ставки арендной платы и ставки земельного налога. В 2012 году планируется активизировать работу по муниципальному земельному контролю, тем самым планируется увеличить собираемость арендных платежей.

Планируется провести большую работу по межеванию земельных участков под объектами муниципальной собственности ( производственные здания, жилой фонд, дороги и другие) поставить на кадастровый учет отмежеванные земельные участки и зарегистрировать права собственности в органах юстиции.

 

2.4.Транспорт, связь и электричество.

Потребность развития и функционирования отраслей экономики и нужды населения муниципального образования обеспечиваются транспортом различных форм собственности. Основным видом транспорта, соединяющим с г.Ленском – транспортным узлом района и всей Западной Якутии, обслуживающим население и предприятия муниципального образования, является автомобильный.

Таким образом, первоочередными для наслега являются:

1.      Завершение строительства автодороги от трассы «Ленск – Мирный»  до с. Орто – Нахара,  протяженностью 39 км.

2.      Завершение строительства  моста через р. Большой Мурбай.

 

Связь, как отрасль экономической деятельности, является одной из важнейших сфер инфраструктуры территории. Основная цель развития связи – создание отвечающей современным требованиям республиканской сети телекоммуникаций, сопряженной с взаимоувязанной сетью России, имеющей выходы в федеральные и международные сети связи.

Основным стратегическим направлением в развитии средств связи является переход от устаревших аналоговых технологий к цифровым, формирование единой информационной среды, необходимой для обеспечения потребностей населения, учреждений социальной сферы и предприятий в телефонной связи и информационных услугах.

Кроме того, в отношении сферы связи и информации необходимо ориентироваться на следующие тенденции:

            - внедрение и развитие интернета, что потребует развития и расширения каналов   связи;

            - расширение использования безбумажных технологий обмена данными, в том числе и юридическими документами.

Дальнейшее развитие связи и информатизации в муниципальном образовании, в т. ч. телевидения, будет тесно связано с общим развитием рынка услуг связи  Ленского района.

 

Дороги

 

 

 

 

    

       

Таблица №10

Общая протяженность дорог общего пользования, км.

Участок дороги, проходящий через территорию населенного пункта*

По состоянию
 на 1 января

Федерального значения

 

 

в т.ч. с твердым покрытием

 

 

Республиканского значения

г.Ленск-с.Чамча- с.Орто-Нахара

65

в т.ч. с твердым покрытием

 

 

Ведомственные и частные дороги

 

 

в т.ч. с твердым покрытием

 

 

 

Транспорт

Таблица №11

 

Наименование

Всего

Госуд., муниц.

Частные

Прочие

 

Автомобили, всего

57

2

55

0

 

Грузовые

3

1

2

0

 

Легковые

53

1

52

0

 

Автобусы

1

0

1

0

 

Трактора, всего

36

2

24

10

 

Гусеничные тракторы

12

1

8

3

 

Колесные тракторы
до 70 л.с.

8

1

4

3

 

Колесные тракторы
свыше 70 л.с.

15

0

11

4

 

Комбайны

1

0

1

0

 

Данные о транспортной доступности населенного пункта

 

             

 

 

Таблица №12

Показатели

Единица измерения

Название населенного пункта

По состоянию
 на 1 января

Расстояние до улусного центра

км

г.Ленск

65

Расстояние до ближайшего населенного пункта

км

с.Чамча

30

Наличие  сообщения с улусным центром:

 

*

 

в том числе:

 

 

 

при перевозке пассажиров:

 

*

 

-маршрутными автобусами

периодичность

нет

 

-речным транспортом

периодичность

нет

 

-воздушным транспортом

периодичность

нет

 

при перевозке грузов :

 

*

 

-автомобильным транспортом

периодичность

круглогодично

 

-речным транспортом

периодичность

нет

 

-воздушным транспортом

периодичность

нет

 

 

 

 

 

Наличие авиационной площадки *

 

 

 

 

Энергообеспеченность

 

Таблица №13

 

№ п/п

Наименование объекта

Ведомственная принадлежность

Тип электростанции

Мощность (тыс.кВт)

Присоединённая нагрузка (тыс.кВт)

Вид топлива

Годовой расход топлива (тонн)

Число работников

в т.ч.
ИТР

1

ДЭС с.Орто-Нахара

АДТ АК АЛРОСА

ДГА-315

0.315

0.86

д/т

267

4

0

2

ДЭС с.Чамча

Якутэнергосбыт

ЯМЗ-200

0.26

0.12

д/т

126

7

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

Связь

 

 

Таблица №14

 

Показатели

на 01.01.

 

Количество телефонных станций и подстанций ГП «Сахателеком»

2

 

Общая монтированная емкость телефонных станций-номеров

160

 

   в т.ч. автоматической системы

160

 

Общая использованная емкость телефонных станций-номеров

 

 

   в т.ч. автоматической системы

 

 

Число телефонных аппаратов  телефонной сети общего пользования или имеющих на нее выход – всего

 

 

   в т.ч. квартирные

 

 

Общее количество радиоузлов

 

 

   в т.ч. принадлежащих ГП «Сахателеком»

 

 

Количество радиотрансляционных точек

 

 

   в т.ч. имеющие многопрограммные радиотрансляционные точки

 

 

Возможность принимать телевизионные программы: 

 

 

   в т.ч.: одну  программу

 

 

              две программы 

 

 

              три и более программы

да

 

Возможность принимать республиканские программы

да

 

Отделения почтовой связи- единиц

2

 

 

 

 

 

2.5.           Малое предпринимательство и туризм

             Создание благоприятных условий для развития предпринимательства на территории муниципального образования, создание большого числа и более качественных рабочих мест в секторе предпринимательства, развитие партнерских отношений власти с немуниципальными предприятиями и бизнес-сообществом является основным направлением развития предпринимательста.

            Направления развития:

                        *  разработка инструментов и механизмов, направленных на вовлечение жителей из сектора неформальной занятости в сектор предпринимательства;

            *  развитие сектора предпринимательства (совершенствование политики в отношении развития предпринимательского сектора; разработка методов повышения конкурентоспособности малых предприятий; обучение основам организации и ведения предпринимательского бизнеса; улучшение условий труда в предпринимательском секторе, оказание помощи при выходе на новые рынки; расширение экономических возможностей для женщин;

            *  содействие продвижению товаров местных производителей на внутреннем и внешнем рынках путем проведения выставок-ярморок, презентаций, заключения соглашений;

            * использование договорного процесса между системообразующими предприятиями муниципального образования и области в целях их интересов, проведения согласованной тарифной политики и создания предсказуемых условий для обеспечения роста объемов производства;

            * информационная и консультационная поддержка (создание консультационных центров для оказания услуг предпринимателям по направлениям: право, менеджмент, организация и ведение бизнеса, маркетинг и т.д.; оказание предпринимателям информационных консультационных справочных услуг с помощью уже существующих и вновь создаваемых Интернет-сайтов;

            * содействие в создании ассоциаций, объединений предпринимателей по отраслевому и территориальному признакам;

            *организация конструктивного диалога с собственниками крупных предприятий, направленного на взаимовыгодное сотрудничество, участие крупного бизнеса в реализации проектов и программ органов муниципальной власти;

            *  стимулирование развития малого бизнеса;

            *  осуществление размещения муниципального заказа путем проведения открытых конкурсов и аукционов.

Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании является одним из важнейших приоритетов развития социально-экономической системы.

В Республике Саха (Якутия) наблюдается позитивная динамика развития малого предпринимательства.

Особо следует отметить природные возможности Ленского района. Четвертая часть площади Ленского района занимают особо охраняемые природные территории Республиканского и местного значения, это зона покоя лосей «Хотого»,  речки Олдоно, Чаянда, Большой Мурбайы.

Таким образом на территории наслега имеются уникальные возможности для развития экологического  или экстремального туризма.

Повышается роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения, обеспечение населения потребительскими товарами и оказания платных услуг, что повлияло на развитие внутреннего рынка. МО «Орто-Нахаринский наслег» на учете частного предпринимательства состоит 14 человек из них 5 человека занимаются торговлей продуктов питания, 1 человек занимается косторезным искусством.

Положение дел в сфере местного производства, бытового обслуживания, развития предпринимательства в сфере туризма обуславливает отнесение этих сфер деятельности к приоритетным на ближайшие 5 лет  сферам развития малого предпринимательства.

 

2.6. Потребительский рынок

 

              Потребительский рынок муниципального образования представлен сферой услуг и сетью розничной торговли. Его развитие является одним из факторов, способствующим улучшению обеспечения населения района жизненно необходимыми товарами народного потребления, создания максимума удобств потребителям, обеспечение достойного образа жизни.

              За период рыночных преобразований на потребительском рынке наслега сформировалась конкурентная среда, стимулирующая развитие магазинов и сферы услуг.

 

Торговля и хлебопечение

Таблица № 15

 

с. Орто-Нахара

с.Чамча

Всего по МО

Количество предприятий розничной торговли, всего

1

3

4

В т. ч. частные

1

3

4

 

 

 

 

Торговая площадь предприятий торговли, м², всего

30

79

109

в т. ч. частные

30

79

109

 

 

 

 

Количество пекарен

1

1

2

в т. ч. частные

1

1

2

 

 

 

 

Реализацию продуктов питания и товаров народного потребления осуществляют в основном частные магазины.  Основным видом реализуемых товаров являются продукты питания. Производство хлеба также осуществляется индивидуальными предпринимателями.

                                                 Сеть общественного питания в муниципальном образовании вообще отсутствует.

Одним из главных условий экономического роста является наличие платежеспособного спроса населения, приобретающего товары и пользующегося платными услугами. Низкий уровень платежеспособного спроса населения приводит к малому сбыту продукции, к ориентированию на внутреннее потребление производства.                        Для увеличения производства потребительских товаров целесообразно:

              * Увеличить объем производства местными производителями товаров для                населения;

              * Развивать малый бизнес, оказывать систематическую поддержку малым       предприятиям выпускающих товары для населения.

              Для развития инфраструктуры потребительского рынка необходимо:

              * усиление противодействия реализации фальсифицированной продукции;

              * существенное ограничение возможностей для теневого оборота в сфере      потребительского рынка;

       * разработка механизмов рационального размещения предприятий торговли на      территории муниципального образования;

             *  развитие рыночной инфраструктуры потребительского рынка муниципального   образования, в том числе сокращение внемагазинных форм торговли, внедрение      прогрессивных форм и методов торговли;

 

РАЗДЕЛ 3. Основные параметры развития социальной сферы МО «Орто-Нахаринский наслег» на 2012-2016 гг.

 

3.1. Демографическое положение и социальная защита.

Социально-экономическая обстановка, сложившаяся в республике и в регионе в последнее время, не могла не отразиться на характеристике демографических процессов, тенденции показателей воспроизводства населения муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег».

На 1 января 2011 года имеется:

Инвалидов – 60 человек;

Ветеранов тыла – 23 человек;

Ветеранов труда – 32 человек.

Необходимо создание условий для реализации социальных гарантий человека, посредством реализации основных направлений государственной политики в области социальной категории граждан.

Организация работ по капитальному строительству и ремонту объектов, предназначенных для социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, адресная материальная помощь семьям, имеющим детей инвалидов и инвалидов, оказавшимся в экстремальной ситуации, усиление и распределения социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсации в денежной выплаты наиболее нуждающимся гражданам, сокращение социальной и экономической бедности.   

 Если в перестроечное время наблюдалась тенденция численности населения, то настоящее время наметилась относительно стабильная тенденция сохранения численности населения, в основном, за счет естественного прироста населения. Механическое движение населения, которое в меньшей степени воздействовало на абсолютную численность населения наслега, в ближайшее время станет основным, дающим прирост населения.

              Основная цель демографической политики администрации наслега должна состоять в стимулировании рождаемости и укрепления семьи, укреплении здоровья населения и увеличении продолжительности его жизни.

              Определяющими должны стать следующие приоритеты и задачи:

  * формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

  * повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

  * формирование идеологии и ценностей «здорового образа жизни», особенно в молодежной среде;

  *  создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

*  уменьшение оттока наиболее конкурентоспособной рабочей силы за пределы муниципального образования;

*              поддержка молодых семей, в первую очередь в обеспечении доступности жилья;

*  отслеживание динамики и факторов влияния на процессы миграции;

*  проведение эффективной политики занятости и создания новых рабочих мест.

              Полноценное решение проблем демографического развития невозможно только за счет развития социальной сферы.

              Приоритетными в системе мер, способных реально улучшить демографическую ситуацию в муниципальном образовании являются экономические факторы, позволяющие обеспечить повышение уровня и развитие разнообразных форм занятости населения, рост качества и эффективности труда и как следствие, существенное повышение уровня благосостояния населения  - основы его жизнедеятельности. Улучшение демографической ситуации может быть достигнуто лишь в полном единстве политических, экономических и социальных подходов в рамках реализации, как настоящей программы, так и соответствующих муниципальных и республиканских целевых программ.

Население 

 

 

МО «Орто-Нахаринский наслег»

 

всего

с. Орто-Нахара

с. Чамча

 

Среднегодовая численность постоянного населения, всего

687

383

304

 

                         мужчин

351

201

150

 

                         женщин

336

182

154

 

Численность детей

159

81

78

 

        из них  от 0-6 лет

68

41

27

 

                    от 7-17 лет

91

40

51

 

Число родившихся за год        

13

8

5

 

Число умерших за год        

7

5

2

 

из них в возрасте до 1 года

0

 

 

 

Число прибывших – всего        

12

6

6

 

в т.ч. имеющих статус беженцев          

0

 

 

 

Число выбывших

24

19

5

 

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте

277

162

115

 

Численность занятых в народном хозяйстве

300

142

158

 

   из них занятые в государственном секторе экономики

137

74

63

 

Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы

54

28

26

 

Занятые в домашнем хозяйстве

111

42

69

 

Численность официально зарегистрированных безработных

5

3

2

 

Численность пенсионеров

196

114

82

 

из них работающие

70

47

23

 

Средний размер пенсии, руб.

 

10203

10531

 

Численность инвалидов

60

30

30

 

из них работающие

5

4

1

 

Количество семей

241

140

101

 

   из них малоимущих семей

82

49

33

 

       в них человек

301

172

129

 

Число семей,  состоящих на  учете  для улучшения  жилищных  условий  на конец года

1

1

 

 

                 

 

3.2. Социально-культурная сфера

Оба населенных пункта муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» имеют учреждения, оказывающие социально-культурные услуги. В настоящее время в развитии социальной сферы наслега одной из главных проблем является неудовлетворительное техническое состояние материальной базы и их оснащение оборудованием длительного и текущего пользования. В результате их хронического недофинансирования здания учреждений, своевременно не восстанавливаются, изнашиваются.

Образование

В муниципальном образовании функционируют 2 средние школы в с.Орто-Нахара и с.Чамча и 2 детских сада. Орто-Нахаринская школа размещается в аварийном здании 1961 г. постройки.  Детский сад в с. Орто-Нахара находится в здании 1983 года постройки, требуется капитальный ремонт, детский сад в с. Чамча размещается в помещении для которого нужна дополнительная финансирования по реконструкции здания.

В связи с этим первоочередной задачей является закончить строительство школы в каменном варианте на 120 учащихся в с.Орто-Нахара 2012 г. Также в последующем необходимо строительство нового здания дошкольного учреждения в с. Чамча.

Для общеобразовательных школ муниципального образования необходимо приобретение нового спортивного инвентаря, столярного оборудования, оргтехники.

 

Общеобразовательные школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование школы

Ведомств. принад-лежность

Количество ученических по проекту

Количество учащихся

Кол-во классов, ед.

Всего работников

Из них педработники

Расход эл.энергии тыс. кВт.ч

Потребление теплоэнергии, Гкал

 

МКОУ СОШ с. Орто- Нахара

МО "Ленский район"

70

42

10

20,33

14,6

394

394

 

МКОУ СОШ с.Чамча

МО "Ленский район"

мест 91

49

11

46,22

46,22

424

424

 

Итого:

 

161

90

21

66,55

60,82

818

818

 

                                                                                                 

           

 Здравоохранение

Основная проблема муниципального здравоохранения – недостаточный уровень удовлетворения населения доступностью и качеством предоставляемых медицинских услуг.

Данная проблема закономерна и возникла в результате следующих тенденций:

  - недостаточное бюджетное финансирование на поддержание материально- технической базы и закрытия стационарной больницы в 1998 г.

  - недостаточное выделение средств на приобретение современного диагностического и лечебного оборудования;

  -  отсутствием жилья для работников медицины, молодых специалистов.

Статистические данные показывают относительно высокую общую заболеваемость населения. Наблюдается тенденция роста показателей заболеваемости населения практически по всем классам болезней. Здравоохранение в муниципальном образовании представлено врачебной амбулаторией в с. Орто-Нахара  и фельдшерско-акушерским пунктом в с.Чамча, которая находится в здании детского сада.  

В связи с вышеизложенным целесообразно:

  - укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, приобретение современного диагностического  и лечебного оборудования;

  - строительство в с.Чамча фельдшеро-акушерский пункт;

 

Медицинские учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Наименование лечебно-профилактических учреждений 

Всего персонал

Количество врачей

Количество среднего медицинского персонала

Количество койко-мест, для поликлиник 
- число посещений в смену

Расход электроэнергии тыс.квт/час

Потребление теплоэнергии, Гкал

Аптечные магазины

 

Государственные

Частные

 

Кол-во шт.ед.

Кол-во факт. работников

Кол-во шт.ед.

Кол-во факт. работников

Кол-во шт.ед.

Кол-во факт. работников

Стационары

Поликлиники

Дневные стационары при поликлиниках

Дневные койки в стационарах

Норматив

Факт

Норматив

Факт

Кол-во

Т/оборот, тыс. руб.

Кол-во

Т/оборот, тыс. руб.

 

Норматив

Факт

Норматив

Факт

Норматив

Факт

Норматив

Факт

 
 

 

МО "Орто-Нахаринский наслег"

 

1

Амбулатория с.О-Нахара

10,75

7

1

 

3,5

2

 

 

5

9

 

 

 

 

4

7,7

68,6

68,6

 

 

 

 

 

2

ФАП с. Чамча

2,5

2

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

7,2

6,4

24,6

24,6

 

 

 

 

 

 

Итого:

13,25

9

1

0

4,5

3

0

0

5

9

0

0

0

0

11,2

14,1

93,2

93,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                             

 

 

 Культура.

              Неотъемлемой частью развития региона является формирование единого культурного пространства. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности воздействуют на уровень экономического развития, подъем всех сфер жизни и, в конечном итоге, обеспечение интересов республики и страны в целом. Утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни – чрезвычайно важная, первостепенная задача государства.

              В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства быть саморазвивающейся и конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для предоставления современных услуг населении. И сохранения и распространения историко-культурных ценностей народов республики.

              В настоящее время в муниципальном образовании имеются 2 сельских Дома культуры, оба здания к предъявляемым требованиям по пожарной безопасности  не соответствуют, не пригодны, обязательно нужна финансовая поддержка строительство новых зданий Дома культуры в данных населенных пунктах, кроме этого обязательно нужно  открытие музыкальной школы для обучения юных талантов. В настоящее время в связи с отсутствием финансовых средств краеведческий музей с. Орто-Нахара не работает, для этого нужна в 2013 г. бюджет в МО «Орто-Нахаринский наслег» рассмотреть дополнительное финансирование 1 млн. 200 тыс.руб.В настоящее время в муниципальном образовании отсутствует стадиона для проведения «Ысыах».Нужна финансовая поддержка для строительства стадиона по проведению праздника «Ысыах» в с.Чамча.

                                                                         Учреждения культуры

 

 

 

 

 

                 Таблица №19

 

 

 

Показатели

Муниципальное образование                "Орто-Нахаринский наслег"

 

1

Дома культуры

2

 

 

  в них мест

120

 

 

Количество штатных единиц

12,5

 

 

Численность фактически работающих

13

 

 

  расход эл.энергии, тыс.кВт/час

7,9

 

 

  потребление теплоэнергии, Гкал

 

 

2

Библиотеки

2

 

 

Число читателей

403

 

 

Количество штатных единиц

3,75

 

 

Численность фактически работающих

2

 

 

  расход эл.энергии, тыс.кВт/час

0,6

 

 

  потребление теплоэнергии, Гкал

 

 

           

 

3.3. Жилищно- коммунальное хозяйство и газификация.

              Жилищно-коммунальные услуги в муниципальном образовании представлены 7 котельными, вырабатывающими тепловую энергию, из которых 7 муниципальных  Из 7 котельных 4 работают на угле, 3 – на дровах

               При большой отдаленности населенных пунктов, практически невозможно централизовать обеспечение населения и учреждений теплом, как это происходит в городах. В связи с этим приходится содержать большое количество маломощных котельных, себестоимость вырабатываемой ими энергии значительно выше, чем на крупных ТЭЦ.

              Таким образом, из-за высоких цен на котельное топливо (уголь, дрова), несоответствие мощностей котельных с отапливаемыми площадями резко увеличивается стоимость тепловой составляющей в тарифах по оплате коммунальных услуг, что увеличивает нагрузку на бюджет МО.

              Кроме того, во многих котельных износ теплоисточников очень значительный. Для решения проблем будут проводиться мероприятия по реконструкции и модернизации существующих котельных и тепловых сетей.

               Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства ориентирована на продолжение реформирования. В 2012-2016 годах предусматривается выполнение мероприятий, направленных на:

  -  обеспечение устойчивого и надежного функционирования объектов и систем коммунального хозяйства, надлежащего содержания и ремонта жилищного фонда;

  -  проведение капитального ремонта системы теплоснабжения с частичной заменой участков коммуникаций;

  -  перевод котельных на более дешевое топливо, в первую очередь, на газ;

  -  строительство центральных котельных в с. Орто-Нахара и с. Чамча работающих на газе.

-    Закупка водовозки автомашины марки УРАЛ или КАМАЗ для перевозки питьевой воды к населению.  

              Основными целями и задачами большинство из которых будут актуальны и на перспективу до 2020 г. являются:

  -  повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, проведение энергосберегающей политики, повышение профессионального и образовательного уровня работников жилищно-коммунального комплекса, аккумуляция средств на капитальный ремонт и обновление основного оборудования, систематизация и единообразие учетной политики и документооборота отрасли.

 

 

Жилищный фонд

 

 

 

 

 

 

Таблица №20

Показатели

МО «Орто-Нахаринский наслег»

итого

Орто-Нахара итого

Чамча

Количество квартир, ед.

216

107

109

  в том числе

 

 

 

               муниципальная

0

 

 

               ведомственная

1

1

 

               частная*

215

106

109

кроме того количество дачных участков на территории (ед)

 

 

 

Общая площадь жилых помещений, В.м.

14916,4

7377,4

7539

  в том числе

 

 

 

               муниципальная

42

42

 

               ведомственная

86,4

86,4

 

               частная

14788

7249

7539

Приватизированная площадь, В.м.

 

 

 

общая, В.м.

 

 

 

жилая, В.м.

 

 

 

Техническое состояние зданий в % к общей площади

 

 

 

      аварийное и ветхое

 

20

20

      требует капитального ремонта

 

27

27

      удовлетворительное

 

53

53

Количество проживающих, чел., всего:

687

383

304

  в том числе

 

 

 

               в муниципальном жилищном фонде

0

 

 

               в ведомственном жилищном фонде

3

3

 

               в частном жилищном фонде

684

380

304

Количество дачных участков на территории, единиц.

 

 

23

 

3.4. Рынок труда и занятость населения

              В муниципальном образовании на состояние рынка труда значительное влияние оказали развал коллективного хозяйства в сельском хозяйстве, спад производства в других отраслях и его реструктуризация, а также ухудшение демографической ситуации (изменение половозрастного состава населения, миграционный отток). В переходный период на рыночные отношения наблюдалась тенденция уменьшения экономически активной части населения, ограниченности рабочих мест и роста безработицы. Следует отметить, что в период экономического застоя не прошел для населения даром, что сказалось на снижение трудовой мотивации у трудоспособного населения, часть населения не имеет желание к переменам жизни, при полном отсутствии работы нет желания учиться по рабочей специальности.

              В условиях напряженной ситуации на рынке труда позитивной явилась активность населения по формированию трудовой занятости за самозанятости.

              Ситуация на рынке труда должна меняться в лучшую сторону. Несомненно положительную роль сыграет промышленное освоение нефтегазовых месторождений на территории муниципального образования. В нефтегазовом производстве будут востребованы в первую очередь квалифицированные специалисты. Новые рабочие места появятся и в сопутствующих и обслуживающих нефтегазовый сектор отраслях. Появятся рабочие места и в связи предстоящим на территории МО развитием лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств.

              В связи с вышеизложенным в целом, по политике занятости местными органами управления, необходимо осуществить следующие мероприятия:

  - подписание и реализация совместных с новыми промышленными предприятиями нефтегазовой и лесоперерабатывающей отраслей социальных программ по привлечению и трудоустройству местного населения, предусматривающей обучение, переподготовку к соответствующим  востребованным специальностям;

  - создание новых рабочих мест, прежде всего в сельском хозяйстве и сфере различных услуг;

  - поддержка малого предпринимательства, особенно в сфере оказания услуг;

  - содействие повышению активности и развитию инициатив населения в самозанятости;

  - организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время;

  - помощь в трудоустройстве нуждающихся в социальной защите групп населения, а также повышение экономической заинтересованности работодателей в расширении и приеме на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

  - формирование конкурентоспособного кадрового потенциала через качественное профессиональное обучение, перепрофилирование безработных граждан и оказание профориентационных услуг;

     Состоит на учете по безработице на бирже труда Ленского района: 7 человек, с которыми по отдельности идет плановая работа по изысканию новых рабочих мест.

 

3.5. Развитие финансовой основы

              Положение в муниципальном образовании складывается таким образом, что средств, выделяемых из бюджета, явно недостаточно для полноценного финансирования текущего содержания и эффективного развития социальной сферы. Это приводит к постоянному и повсеместному снижению уровня гарантированного социального обслуживания населения, так и крайне негативно отражается на состоянии и развитии материально-технической базы бюджетных учреждений.

              Анализ финансов МО свидетельствует о слабости  развития собственной финансовой базы, а также о значительной зависимости местного бюджета от распределительных отношений и финансовой помощи вышестоящих органов власти. Это более того свидетельствует об ограниченных финансовых возможностях муниципального бюджета для обеспечения населения необходимым объемом услуг.

              Главная цель развития финансовой базы – обеспечение реального роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения на основе увеличения доходной базы бюджета иррационального использования имеющихся средств.

              Задача: создание системы эффективного управления муниципальными финансами.

              Направления бюджетной политики:

  - формирование доходной и расходной части местного бюджета на основе методов планирования и прогнозирования с учетом программных документов по социально-экономическому развитию (программы, планы, прогнозы):

  - расширение налоговой базы местного бюджета за счет создания и регистрации новых предприятий, в т. ч. филиалов и дочерних предприятий крупных промышленных предприятий;

  - контроль за движением финансовых потоков, целевым использованием бюджетных средств;

  - привлечение средств инвесторов;

 

РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Состояние защищенности жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а так имущества организации от пожаров на территории муниципального образования продолжает оставаться низким, что является следствием не эффективного функционирования системы обеспечение пожарной безопасности .

  К числу объективных причин, обуславливающих крайнюю напряженность оперативной обстановки с пожарами в жилом секторе следует отнести высокую степень изношенности жилого фонда, отсутствие экономических возможностей поддержания противопожарного состояния зданий, обнаружение и оповещение о пожаре, а так же отсутствие современных первичных средств пожаротушения.

Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, система мер по противопожарной пропаганде и обучению не достаточно эффективно. В результате для большинства граждан пожар представляется маловероятным событием, игнорируется противопожарные требования, и как следствие пожары в частном секторе происходят по причине неосторожного обращения с огнем.

Анализ причин, от которых возникают пожары и гибнут люди, убедительно показывает, что предупредить их возможно, опираясь на средства противопожарной пропаганды, одним из видов которой является обучением (инструктаж) населения, включая обучение элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях, умению быстро производить эвакуацию, воспрепятствовать распространению огням.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 .12.1994 год № 69-ФЗ определен и вводится такой вид пожарной охраны как муниципальная пожарная охрана.

В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача-защита жизни и здоровья граждан, их имущества, муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий, методом реализации требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности по предотвращении пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Для решения поставленной задачи необходимо решить следующие вопросы:

- провести анализ состояния и разработку предложений по развитию и совершенствованию нормативной, правовой, методической документации по обеспечению пожарной безопасности муниципальных учреждений, объектов жилого сектора, по взаимодействию с государственной противопожарной службой ;

- оснащение муниципальных учреждений, зданий жилого сектора современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

- организация обучения и периодической подготовки руководителей, должностных лиц, лиц ответственных за пожарную безопасность муниципальных учреждений, персонала, работников учреждений;

- организация информационного обеспечения и противопожарной пропаганды для распространения пожарно-технических знаний, информирования населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности, о правилах пожарной безопасности в быту.

- добиться вышестоящих органов пожарной безопасности открытия в поселениях депо пожарной охраны со штатом пожарников, противопожарной техникой и оборудованием.

 

РАЗДЕЛ 5.  БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Разработка основных параметров расходной части бюджета МО «Орто-Нахаринский наслег» ведется с учетом проводимой административной реформы и изменений, внесенных в Налоговой и Бюджетный Кодексы РФ. На параметры бюджета оказывают влияние новые разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы, которое привело к значительному увеличению бюджетных обязательств без доходных источников. Результатом реализации поправок в законодательство стало существенное расширение бюджетных обязательств органов местного самоуправления. Эти обязательства должны быть закреплены законодательно региональными (республиканскими) и муниципальными правовыми актами, в которых все передаваемые обязательства должны быть финансово подкреплены.

Бюджет муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» является главным источником проведения муниципальной, социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политике на территории наслега.

Целью муниципального бюджета является обеспечение расходных обязательств в связи с осуществлением органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, которое определены Уставом МО, с соглашениями с МО «Ленский район           »

С учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательствах задачами бюджетной политики МО являются:

* Обеспечение сбалансированности муниципального бюджета. Необходимость формирования реестра расходных обязательств и обеспечение его практического применения при формировании бюджета

*  Обязательно проведение инвентаризации у частного подворья всех имеющихся сельскохозяйственных животных ( лошадей , крупного рогатого скота) для поступления в местный бюджет самообложения у граждан за потраву сельскохозяйственных угодий. 

* Увеличение доходной части муниципального бюджета с одновременным уменьшением неналоговых платежей и налоговой  нагрузки на предпринимательскую деятельность.

* Обеспечение эффективности закупок для муниципальных нужд.

* Совершенствование управления муниципальной собственности

* Предусматривается увеличение доли собственности доходов в структуре бюджета за счет создания новых рабочих мест, увеличение заработной платы, наращивания имущества физических лиц, развитие малого и среднего бизнеса, развитие транспортной системы, развития сельскохозяйственного производства, повышения эффективности управления земельным фондом, повышения эффективности деятельности промышленных предприятий на территории МО.

 

5.1. Основные приоритеты бюджетных расходов.

Основные приоритеты бюджетных расходов  лежат в сфере финансового обеспечения социальных реформ.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов на государственное управление необходимо поэтапно внедрять современные методы прогнозирования, финансирования, оценки деятельности, стимулирования, материально-технического обеспечения федеральной государственной и муниципальной службы.

Следует продолжить работу по оптимизации государственного сектора экономики.  Для этого требуется создать законодательную базу приватизации государственных (муниципальных) учреждений либо их преобразования в иные некоммерческие организации.

Необходимо обеспечить большую прозрачность расходования бюджетных средств. Все указанные средства должны быть особо отражены в бюджетной классификации.

В агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следует уделять внедрению современных технологий.

Создать контрольный орган при администрации МО «Ленский район» по учету и контролю бюджетных средств и по внедрению современных технологий.

 

В результате проводимой работы бюджет МО «Орто-Нахаринский наслег» будет характеризоваться показателями.  

 Прогноз бюджета по доходам МО «Орто-Нахаринский наслег»

Таблица №21

 

Наименование доходов

 

факт 2011

2013 год

 

2014

 

2015

 

2016

По данным поселениям

По данным поселениям

По данным поселениям

По данным поселениям

Местные налоги

17,9

14,2

14,2

14,2

14,2

Налог на имущество физ.лиц

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

Земельный налог на земли с/х назначения

14,9

11,2

11,2

11,2

11,2

Земельный налог на земли жил.фонда

 

 

 

 

 

Зем.налог на прочие земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого земельный налог поселения

17,9

11,2

11,2

11,2

11,2

Передаваемые отчисления от федер.налогов

174,4

3078,44

3473,29

3957,86

4447,45

Единый сельхоз.налог

 

 

 

 

 

Налог на доходы физ.лиц

174,4

3078,44

3473,29

3957,86

4447,45

Неналоговые доходы

5,6

 

 

 

 

Арендная плата за земли

5,6

 

 

 

 

Доходы от использования имущества, находящегося в собственности поселения

 

 

 

 

 

Итого доходов

197,9

3092,64

3487,49

3972,06

4461,65

 

Прогноз бюджета по расходам МО «Орто-Нахаринский наслег»

Таблица №22

Раздел

Наименование показателя

2007

2008

2009

2010

2011

0100

Общегосударственные вопросы

2575,4

3726,7

3968,8

3968,8

4127,5

0103

Функционирование законодательных (представительных) органа гос. власти и местного самоуправления

76,4

110,6

117,7

117,7

122,4

0104

Функционирование Правительство РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных организаций

2499,0

3616,1

3851,1

3851,1

4005,1

0113 0200

Резервные фонды

33,7

48,8

52,0

52,0

54,0

0300

Национальная безопасность правоохранительной деятельность

284,2

411,3

438,1

438,1

400,8

0304

Органы юстиции

29,2

42,3

45,1

45,1

46,9

0309

Предупреждения ликвидация последствии ЧС и стихийных бедствий, ГО

255,0

369,0

393,0

393,0

400,8

0400

Национальная экономика

143,9

208,2

221,7

221,7

230,6

0408

Транспорт

 

 

 

 

 

0411

Другие вопросы в области национальной экономики

143,9

208,2

221,7

221,7

230,6

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

148,5

214,9

228,9

228,9

238,0

0501

Жилищное хозяйство

 

 

 

 

 

0502

Коммунальное хозяйство

148,5

214,9

228,9

228,9

238,0

0900

Здравоохранение и спорт

49,2

54,1

59,0

63,7

66,2

0902

Спорт и физ.культура

49,2

54,1

59,0

63,7

66,2

1100

Межбюджетные трансферты

2261,0

3271,7

3484,4

3484,4

3623,6

1101

Финансовая помощь бюджетам др.уровней

2261,0

3271,7

3484,4

3484,4

3623,8

 

ИТОГО РАСХОДОВ

5495,9

7935,7

8452,9

8457,6

8787,8

 

 

5.2.   Правовое и информационное обеспечение Программы

Правовое сопровождение программы является основой, необходимой для привлечения средств инвесторов, установление налогового и тарифного режима на республиканском и местном уровнях, правового регулирования взаимоотношений и местном уровнях, органов власти, инвесторов, субъектов хозяйственной деятельности и органов управления программой.

Для реорганизации мероприятий программы основополагающими правовыми документами являются:

-  Конституция Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 г.  с изменениями от 12.12.1993 г.

- Гражданский Кодекс Российской Федерации.

- Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

- Налоговый Кодекс Российской Федерации.

- Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 1361 от 06.10,2003 г.

- Федеральный закон « О финансовых основах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)» № 376-11 от 15,06,2002 г.

- Закон Республики Саха (Якутия) «Об инвестиционном бюджете» № 3-з от  04,03,2003 г.

- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)

-  Решение сессий наслежного Совета депутатов.

 

РАЗДЕЛ 6. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы социально-экономического развития муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» в 2012-2016 годах будет содействовать позитивным изменениям в социально- экономической ситуации и к дальнейшему развитию предпринимательства, рыночной системы хозяйствования и приведет к положительным результатам на начало 2016 года.

В результате реализации Программы должны быть созданы нормативно- правовые, организационно-управленческие, финансовые и материально-технические условия, которые позволят предотвратить дальнейшее снижение социального уровня жизни, обеспечат определенные положительные сдвиги в решении жилищной проблемы в городе, торгового, бытового, информационно-консультационного обслуживания и создадут базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию.

« Уровень жизни населения и социальная инфраструктура ». В демографической сфере ожидаемый эффект заключается в уменьшении миграционного оттока и увеличении естественного прироста населения путем социальной поддержки молодых и многодетных семей, пропаганды здорового образа жизни, улучшения условий жизни содействия в трудоустройстве. Развитие нефтегазовой, лесной и лесоперерабатывающей промышленности позволит сохранить и создать новые рабочие места. Поддержка предпринимательства приведет к повышению уровня жизни населения муниципального образования.

«Сельское хозяйство».Реализация комплекса мероприятий по повышению плодородия почв и активное применение органических  удобрений позволит существенно повысит урожайность сельскохозяйственных культур; увеличит площадь сельскохозяйственных угодий и объемы посевных площадей; увеличит вклад сельского хозяйства в экономику района.

«Развитие малого предпринимательства». За счет реализации мероприятий по развитию малого бизнеса планируется открытие частных производств, предусматривается расширение бытовых услуг населению села. Реализации мероприятий Программы будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономическом развитии села,  дальнейшему развитию предпринимательства, формированию рыночной системы хозяйствования на территории муниципального образования, увеличению и созданию новых рабочих мест. От реализации программы к концу 2016 года ожидается:

* Сохранение общего количества устойчиво работающих предприятий и создание новых;

* Увеличение численности работающих, в сфере малого и среднего бизнеса, а так же в лесной отрасли;

* Увеличение доли налоговых поступлений в бюджет муниципального образования;

* Увеличение доли выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства к общему объему выпуска товаров и услуг.

«Потребительский рынок». Экономический эффект от реализации данного раздела будет следующим: Улучшение торгового обслуживания и общественного питания, увеличение розничного товарооборота.

 

Индикаторы-показатели Программы:

* Снижение износа объектов тепло- водоснабжения и повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения за счет:

- реконструкции котельных;

- модернизации тепловых и газовых сетей;

- реконструкции водопроводных сетей;

- реконструкции канализационных сооружений школ, СДК;

* Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения.

Социальный эффект:

- улучшение обеспечения населения тепловой энергией и питьевой водой нормативного качества;

- бесперебойное обеспечение водой объектов жизнеобеспечения, соцкультбыта и здравоохранения;

«Бюджетная политика».

Выполнение мероприятий по развитию всех отраслей увеличит налоговый потенциал муниципального образования, в результате собственные доходы муниципального образования в условиях налоговой политики  увеличатся в 2016 году на 25 %.

Мероприятия по управлению муниципальным имуществом, направленные на эффективность его использования и пополнения доходной части бюджета, рост платежей от сдачи имущества в аренду к 2016 году составит -5 % , от оплаты за землю-10%.

 

6.1.  Ресурсное обеспечение Программы

Достижение высокой экономической и политической значимости Программы возможно при вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет федерального, республиканского, районного, местного бюджетов, а так же за счет вне бюджетных источников. Средства Федерального бюджета Р.Ф будут направлены на наиболее социально значимые проекты наслега (берегоукрепительную работу, здание почты, газификацию населенных пунктов). Средства республиканского, районного, местного бюджетов и вне бюджетных источников будут направлены на наиболее социально значимые проекты муниципальные проекты (строительство Дома культуры, строительство КСК, строительство грунтовой дороги до Орто-Нахара, проведение высоковольтной линии электропередач Вилюйской ГЭС)

Объемы и структура финансирования Программы социально-экономического развития подлежат ежегодного уточнению в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней и других источников финансирования.

 

6.2.Организация управления реализацией Программы

Администрация МО «Орто-Нахаринский наслег» несет ответственность за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств бюджетов всех уровней и иных средств, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на выделение ассигнований для финансирования Программы на очередной финансовый год, готовит аналитические доклады и информационные справки о ходе ее реализации.

Администрация муниципального образования организует информационно-разъяснительную работу среди местного населения путем обнародования.

Исполнители Программы ежеквартально не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом представляют отчет о ходе исполнения Программы в администрацию МО «Орто-Нахаринский наслег». Муниципальный заказчик совместно с исполнителями анализирует и корректирует ход выполнения мероприятий Программы, ежегодно до 1 апреля предоставляет информацию об исполнении Программы за истекший отчетный год Правительству РС(Я), Министерству экономического развития республики, МО «Ленский район», и вносит предложения по совершенствованию реализации Программы.

 

6.3.Механизм реализации Программы.

Программа социально-экономического развития муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» на период до 2016 года будет осуществляться на правовой базе, основанной на общих положениях действующего законодательства РФ и РС(Я), Указах Президента РС(Я) и постановлениях Правительства РС(Я) по вопросам программной разработки и направлением решения актуальных проблем социально-экономического развития РС(Я). Цели, задачи и мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами экономической и социальной политики РС(Я).

В механизм реализации Программы входит разработка и утверждение плана действий, где будут указываться исполнители, участники и сроки реализации мероприятий. При реализации Программы необходимо взаимодействия местных и республиканских органов исполнительной власти со всеми участниками мероприятий. Муниципальным заказчиком Программы является администрация МО «Орто-Нахаринский наслег», функции которого заключаются в следующем:

- составлении бюджетной заявки на выделение средств из федерального, республиканского и районного бюджетов, для финансирования мероприятий Программы в очередном году;

- подготовке аналитических докладов и информационных справок о ходе ее реализации;

- обеспечении контроля за подготовкой и реализации программных мероприятий;

- целевом и эффективном использовании средств бюджетов всех уровней и иных средств.

Функциональный механизм реализации Программы включает следующие элементы:

- стратегическое планирование и прогнозирования;

- экономические механизмы воздействия, включающие государственный и муниципальный заказы на производство и поставку товаров и услуг, финансово-кредитный механизм Программы, ее материально-техническое обеспечение и стимулирования выполнения программных мероприятий;

- правовые рычаги влияния на социально-экономическое развитие наслега (совокупность нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности).

Основной механизм реализации Программы характеризуется как механизм ограниченного бюджетного финансирования, распространяющегося в первую очередь на социальные проекты и объекты жизнеобеспечивания  непривлекательные для частных инвесторов. Финансирование же коммерчески окупаемых инвестиционных проектов предполагается осуществлять главным образом за счет собственных средств организаций – участников Программы, заинтересованных в их реализации.